Главная   Маршруты   Топ 20   Типы памятников   Архит. стили        Форум   Купить DVD "Глобус"   Помочь проекту   Контакт   
области:    все   Брестская   Витебская   Гомельская   Гродненская   Минская   Могилевская        все районы   (по алфавиту) 

История белорусской кафли

Слово «кафля» это белорусское название керамического изразца. Произошло от немецкого Kachel. Считается, что современное название «кафельная плитка» произошло именно от этого слова.

Точно не известно, когда началась история керамики на белорусской земле, однако историкам доподлинно известно, что в течение 11 в. н.э. она применялась в строительстве зданий. Мастера гончарного дела из древнего города Полоцка применяли кафлю для декорирования интерьера жилых зданий. Пол и стены, покрытые керамической плиткой, предотвращали проникновение излишней влаги в жилище, тем самым обеспечивая должную защиту от сырости и плесени. Будучи долговечным отделочным материалом, керамический декор помогал удерживать тепло в жилище. Что и послужило ее широкому распространению.


Историки считают древние белорусские города Туров, Полоцк, Мир, Витебск центрами развития гончарного дела, производства керамических плиток и изразцов. Но Беларусь богата запасами глины различных цветов. Керамическая посуда, элементы архитектурного декора, изразцы, предметы быта встречаются при археологических раскопках повсеместно.


В большом средневековом городе Полоцке проживало много ремесленников, причем гончарных дел мастера составляли достаточно большой процент. Они заложили основу развития керамического производства в Беларуси. Именно в знаменитом городе первыми начали производить изразцы для печей. И они сильно отличаются от привычных для нас. Белорусские мастера изготавливали горшковые изразцы, формой напоминающие современный стакан или чашку. После обжига их заподлицо вмуровывали в печь, которые в то время были глинобитными. Горшковые изразцы позволяли аккумулировать тепло. «Дно стакана» нагревалось и передавало тепло окружающему воздуху, а в полости длительное время сохранялась высокая температура от печи. По сути, печь, облицованная такими изразцами, была прообразом современных радиаторов отопления.


С течением времени форма изразцов изменилась на лепестковую, после трансформировалось до квадратной.

В четырнадцатом веке Беларусь была в составе Великого Княжества Литовского. Экономический и культурный подъем способствовал широкому развитию различных ремесел, в том числе и гончарного дела. В пятнадцатом веке началось производство керамических изразцов нового типа – коробочных. Будучи квадратной формы, они имели полость на тыльной стороне, которой и вмуровывались в печь.


Объединение Великого Княжества Литовского и Польши в Речь Посполитую привело к развитию Беларуси. В 16 веке начинается небывалый экономический рост. С повышением благосостояния населения гражданское строительство приобретает массовость. Камины и печи становятся неотъемлемой частью новых домов. Однако их облицовывают все теми же керамическими изразцами коробочного типа. Но лицевая часть украшается лепным орнаментом. Изразец становится элементом декора не только печи, но и всего интерьера.


Белорусские мастера отказываются от гончарного круга и привлекают резчиков по дереву для изготовления форм для изразцов, которые заполнялись глиной. Румпа с обратной стороны – атавизм горшковых форм и основной аккумулирующий тепло элемент изразца – вылепливалась вручную. После просушки готовую заготовку подвергали обжигу.


Привычный нам изразец приобрел свой вид на белорусской земле в семнадцатом веке. Дальнейшее развитие керамического искусства повлекло к появлению карнизов, фризов и угловых элементов. К концу восемнадцатого века Беларусь обладала значительным промышленным потенциалом по производству архитектурной керамики . Мастера гончарного дела запускают серийное производство, в основном для зажиточного населения.


Роспись изразцов белорусского производства начинается с шестнадцатого века. До этого они были терракотовыми и имели только рельефный объемный рисунок. Благодаря разнообразным залежам глины, различным способам обжига терракота из Беларуси имела широкую гамму цвета. Как правило от светло-песчаного до темно красного.


Применение глазури для декора позволило украшать печи не только рельефным декором, но и цветовым. Мастера изображают на кафле природные мотивы, орнаменты, надписи на латинице, геральдические гербы.

Дальнейшее развитие керамического искусства привело к появлению крупных керамических панно с изображением батальных и библейских сцен. Возникла новая техника обработки рельефного декора: края обрезались под различным углом, применялось неравномерное окрашивание (псевдопатинирование).

Белорусские мастера развивали технологию производства керамических печных изразцов на протяжении нескольких веков.


Находясь в географическом центре Европы, под влиянием множества культур они полностью растворились в декоративно-прикладном искусстве соседних стран и не имеют собственных отличительных черт. Тем не менее керамисты Беларуси оказали большое влияние на русское изразцовое искусство, привезя европейские технологии и способы декорирования на русскую землю. Знаменитые Степан Полубес и Игнатий Максимов принимали участие в декорировании Воскресенского храма Новоиерусалимского монастыря и многих других знаменитых теперь архитектурных объектов.

Благодарим специалистов мастерской "Русская Майолика" за помощь при создании статьи.

www.russian-mayolica.ru

Источники:

Русский изразец

Смоленский изразец






23.11.2017



     на главную